Беспилотное мобильное средство — это искусственный мобильный объект многоразового или условно-многоразового использования, не имеющий на борту экипажа (человека-пилота) и способный самостоятельно целенаправленно перемещаться в пространстве для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором или диспетчерским центром).
Беспилотное мобильное средство функционирует не абсолютно самостоятельно, а в составе комплекса, куда могут входить еще другие беспилотные мобильные средства, центр управления, диспетчерские пункты, ретрансляционные узлы, станции подзарядки, средства транспортирования, запуска, посадки и т.д. Беспилотные мобильные средства могут быть дистанционно управляемыми или автономными.
В последнее время отмечается значительное увеличение нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, допущенных гражданами — владельцами беспилотных воздушных судов[1].
Наибольшую опасность представляют случаи несанкционированного запуска БВС, в том числе в местах проведения публичных (массовых) мероприятий и прилегающей к ним территорий, критически важных объектов.
Основное количество нарушений совершаются владельцами БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг при выполнении полетов в частных целях. Разрешение на использование воздушного пространства беспилотником выдают в главном или зональном центре Единой системы организации воздушного движения (за исключением БВС весом до 250 грамм).
БВС нарушителей (преступников, террористов) по выполняемым задачам можно разделить на несколько видов:
— БВС-операторы, ведущие видеосъемку для создания пропагандистских фильмов;
— БВС-разведчики, ведущие с воздуха наблюдение и видеосъемку в разведывательных целях;
— БВС-корректировщики огня;
— ударные БВС (бомбардировщики), сбрасывающие взрывные устройства с воздуха;
— БВС-шахиды (дроны-камикадзе), используемые для поиска и уничтожения цели.
Все беспилотные гражданские воздушные суда в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г.
№ 658 и Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденным приказом Росавиации от 28 октября 2019 г. № 1040-П, подлежат учету.